ПОДХОДЫ К ИСТОРИИ И ТЕОРИИ ЭТНОГЕНЕЗА

 

ТАТАРСКОГО НАРОДА

 

 

1.        Формационный подход в историческом познании

 

ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ФОРМАЦИЯ - согласно марксистской концепции  исторического процесса, общество, находящееся на определенной ступени  исторического развития, исторически определенного типа общества. В основе  каждой общественно-экономической формации лежит определенный способ  производства, а производственные отношения образуют ее сущность; вместе с  тем она охватывает соответствующую надстройку, тип семьи, быт и др.  История общества представляет собой процесс развития сменяющих друг друга  в результате социальной революции первобытнообщинной, рабовладельческой,  феодальной, капиталистической и коммунистической формаций.

 

2.        Цивилизационный подход в историческом познании

 

В основу культурно-исторической интерпретации лег­ла идея локальных цивилизаций. Ее суть заключается в том, что история человечества рассматривается как про­странство, заполненное самобытными регионально-куль­турными организмами или локальными цивилизациями. Каждая из них в своем существовании и развитии подчи­няется органическому принципу, проходя стадии рожде­ния, становления, расцвета, упадка и гибели. В этом смысле рационалистическая концепция истории оказыва­лась описанием не всемирной истории, а только одной из локальных цивилизаций — европейской. И даже положе­ние о конце истории, выдвинутое Гегелем и молчаливо признававшееся марксизмом, видевшим в революции ска­чок в царство свободы, решительный разрыв с прошлым (гибель капитализма — только иное выражение шпенглеровского «заката Европы»), отвечало духу теории локаль­ных цивилизаций. Она несет на себе ощутимую печать органицизма, в данном случае — влияния со стороны дар­виновской теории эволюции видов с ее движущим факто­ром борьбы за существование и запретом на межвидовое «скрещивание». Локальные цивилизации стремятся к обо­собленности, контакты между ними рождают конфликты и могут только ускорить гибель одной из них.

Кризис идеи всемирности истории, обусловленный не­удачей рационализма в ее обосновании, стал одним из источников этой теории. Другой ее источник — чрезмер­ное давление теоретической конструкции на область фак­тических данных, рост которых приводил к дальнейшему противоречию между собственно историческим исследова­нием и его теоретико-методологическими основаниями («если факт не укладывается в рамки теории, тем хуже для факта»—Гегель). Специфика исторического факта (его «однократность» и неповторимость, его отнесенность к прошлому и недоступность непосредственному наблю­дению и фиксации и т. п. в отличие от фактов естество­знания) обусловила появление историко-социологического номинализма, утвердившего принципиальное различие между науками о природе и науками о духе. Причем в констатации этого обстоятельства сходились представи­тели таких диаметрально противоположных течений, как неокантианство (Г. Риккерт) и философия жизни (А. Берг­сон). Вообще, оба эти направления в философии, первое из которых утверждало самоценность и автономность культуры перед лицом жизненной стихии, а второе — приоритет жизни перед культурой как миром мертвых, окаменевших форм прошлого исторического опыта, тяго­тевшего над современностью, сыграли решающую роль в становлении теории локальных цивилизаций. Третий ис­точник—тенденция перерастания европейских государств того времени в империи — многонациональные образова­ния, объединенные общностью языка, территории и того жизненного духа («воли к власти» — Ницше), который питал стремление к росту за счет поглощения слабого, к борьбе за существование и передел мира и проявлялся в откровенно расистских и геополитических концепциях германских, французских, английских, российских («евра­зийство») историков и философов, в идеализации варвар­ства («нибелунги» в немецкой культуре, «скифы» и «гун­ны» в поэзии русских символистов и т. д.).

Более или менее законченную разработку теория ло­кальных цивилизаций получила в работах историков Н. Да­нилевского (Россия), О. Шпенглера (Германия) и А. Тойнби (Англия). Научное значение этой теории заключалось в том, что она вскрыла ограниченность рационалистической кон­цепции истории и дала толчок для дальнейшего развития исторической науки, обретения ею теоретической самостоя­тельности, а также способствовала развитию этнографиче­ских исследований народов Америки, Африки, Австралии, Полинезии и др., находящихся на первобытной ступени об­щественного развития. Эта теория способствовала преодоле­нию европоцентризма, создала предпосылки для непредвзя­того, объективного изучения иных культур. Тем самым была существенно расширена предметная область истори­ческих фактов, на основе чего возникли новые подходы к решению проблемы всемирности истории, в частности, воп­роса о месте России в мировой истории.

В связи с кризисом господствовавшей в нашей науке марксистской концепции истории внимание научной об­щественности привлекает цивилизационная интерпрета­ция. Понятие цивилизации зачастую рассматривается как некая замена базовому для марксизма понятию обще­ственно-исторической формации. С нашей точки зрения, такая замена выглядит чисто формальной процедурой, мало что меняющей в содержании философско-исторических представлений и лишь имитирующей отход от мар­ксизма. Во-первых, само понятие цивилизации возникло и разработалось в рамках рационалистической концепции истории, заключавшей в себе (в том или ином наборе)  общественные элементы цивилизационного подхода (теория гражданского общества, правового государства, учение роли экономики в общественном процессе). Во-вторых выше мы уже анализировали опыт теории локальных цивилизаций, в рамках которой понятие цивилизации противопоставлялось понятию формации.

В последние годы большой интерес вызывают работы русского историка Л. Н. Гумилева. Опираясь на установки теории локальной цивилизации (прежде всего на работы Н. Данилевского и историков «евразийского» направления), он рассматривает в качестве базовой структуры исторического процесса этнос — общность людей, населяющих определенную территорию и объединенных действием пассионарного духа (биопсихической энергии, рождённой сочетанием собственно этнических, географических, климатических условий жизни этой общности). Под влиянием пассионарного духа этнос выходит из состояния равновесия с окружающей природой и социальной средой, обретает историческую динамику. Он ведет завоевательные войны, создает государство и культуру. По мере затухания пассионарной энергии, растрачиваемой в исторической деятельности, этнос снова растворяется в природной и социальной среде, становится добычей иных поднимающихся цивилизаций, поглощается ими, час бесследно исчезает, входя в состав нового этноса (супе этноса).

Так, в истории России он выделяет две цивилизации: Первая — Древняя Русь, киевско-славянский суперэтнос существовавший в бассейне Днепра. Фаза затухания  пассионарной энергии пришлась на XII—XIII вв., когда он распался под ударами татаро-монгольских кочевых племен. Вторая — Московско-Петербургская Россия, великорусский этнос, возникший в XIV в. из обломков славянского суперэтноса, финно-угорских племен и часть монгольских завоевателей, ушедших из Золотой Орды.

 

           3.        Булгарская теория этногенеза татарского народа

 

Этническая история древних татар уходит в далекое прошлое. В процессе продвижения к целостности древнетатарский этнос прошел несколько стадий.

Начальная стадия. Точка отсчета этногенеза древних татар находится в "бесконечной дали", и невозможно определить, когда сформировались предки имэнцев и тюрков из рода Чина. Известно лишь, что в результате смешения части имэнцев с тюрками из рода Чина начался процесс формирования хуннского этноса. Века и годы текли непрерывной чередой. Возвышались отдельные пле­мена и роды, а другие уходили с исторической арены, превращаясь в этнический материал для формирования новых этносов. Так случилось и с крупнейшими и древнейшими этносами Центральной Азии — хуннами и динлинами. Смешавшись друг с другом, они дали жизнь новым тюркоязычным этносам.

Первая стадия. Она началась в конце первого века нашей эры. От прежде единого этноса обособился хуннский род ХЭ-СУ ("люди реки"). Этот род свое название получил не только потому, что обитал на берегу реки, но и потому, что вся его жизнь была связана с водой и проходила на воде в прямом смысле. В речных мелководьях члены этого рода ставили на сваях шалаши из камыша, охотились на водоплавающую птицу, ловили рыбу.

Хуннский род Хэ-Су смешался с одним из динлинских родов. Динлины имели высокий рост, белый цвет кожи, румяное лицо, рыжий цвет волос, зеленые или голубые глаза. У динлинов, смешавшихся с китайцами, были карие глаза. Они занимались охотой и рыболовством. Их прародиной была южная окраина пустыни Гоби. Впоследствии они закрепились в долине Хуан Хэ (Желтая река). К концу IV века до нашей эры их оттуда вытеснили китайцы. В конце IV в. н.э. последние крупные группы динлинов ушли на север, в районы Алтайско-Саянского нагорья. Динлины не отличались "привязанностью к родине, они покидали последнюю, когда условия жизни в ней изменялись" .

Достоверных сведений о языке динлинов нет. Китайские исто­рики писали, что "в их языке много птичьих звуков".

Динлины были храбрыми. Они всегда сражались в авангарде китайских войск. Китайские историки писали о них так: у динлинов "сердце тигров и волков".

Хунны и динлины, как крупные этносы, имели множество ответвлений. Одни роды жили в восточных районах Монголии и Северного Китая, другие — далеко на западе, третьи — на севере, четвертые — на юге. Поэтому у отдельных родов выработались свои языковые и бытовые различия. Степень смешения была различной. В результате у одних новых тюркоязычных этносов больше проявились антропологические характеристики гуннов, у других— динлинов. Поэтому возникший в результате смешения хуннов и динлинов новый тюркоязычный мир был одновременно и единым, и многообразным.

Этносы, возникшие в результате смешения хуннов с динлинами были тюркоязычными. К их числу относились уйгуры, кипчаки, алтайские татары и т.д.

Вторая стадия. Новый род, возникший в результате смешения хуннского рода с одним из динлинских родов, переместился к берегам Амура. Хунны эту реку называли Аикара, а китайцы -Хэй-шуй. На новом месте прежнее родовое наименование несколько видоизменилось и приобрело форму су-шень.

В начале нашей эры тюркоязычные сушеньцы были покорены маньчжурским племенем илу. Маньчжуры — прямые потомки имэнцев, о которых речь шла в первом разделе лекций. Маньчжуры жили от рек Аргуни и Сунгари до Тихого океана. Их язык отличался и от тюркского, и от монгольского.

Илу говорили на одном из наречий тунгусо-маньчжурского языка. Они были невысокого роста (самые высокие имели рост 152 см), имели веселый нрав, общительный характер. По отзывам китайских историков, в отношении умственного развития илу стояли выше многих своих соседей. Они исповедывали шаманизм и, подобно своим предкам имэнцам, очень метко стреляли из лука. Илу жили в шатрах конической формы, покрытых шкурами. До покорения сушеньцев илу обитали по берегам реки Сунгари (приток Амура). На берегах Амура произошло смешение сушеньцев с илу.

Третья стадия. Новый этнос стал известен под названием УГИ. Смешавшиеся с сушеньцами илу быстро утратили свой язык. В то же время илу оставили заметные следы в языке, этническом характере и облике уги.

Прошли века. Уги стали многочисленным этносом. Они расчленились на семь больших племен, а в VII веке — на 16. Они занимали среднее и нижнее течение р. Сунгари. В исторических источниках не сохранились названия всех племен. В китайских источниках сохранились наименования лишь отдельных, наиболее могущественных племен. Китайские историки распространяли название возвысившегося, доминирующего племени на весь этнос уги. Последовательно возвышались следующие племена:

Амурское племя. В китайских источниках название племени зафиксировано в форме "хэй-шуй-бу".

Племя МО-ХЭ. Название в переводе с китайского означает "люди на коне". В VII веке это доминирующее среди уги племя перекочевало с берегов Аргуни к берегам озера Буйр-нор. Так началось перемещение предков древних татар на юг от реки Амур. Кроме того, в процессе жизнедеятельности предков древних татар лошадь стала занимать ведущее место. Наименование уги сохранилось лишь за одним из племен. В Маньчжурии это название сохранилось до конца XVI в.

Племя ШИ-ВЭЙ. Первоначально это был один из родов племени МО-ХЭ. К середине IX века этот род превратился в крупное господствующее племя. Наименование МО-ХЭ удержалось за населением Амурской долины ниже р. Сунгари.

В VII веке маньчжуры покорили все племена этносистемы уги. В результате смешения уги с маньчжурским этническим компонентом возникло племя цзубу. В период правления в Китае династии Ляо (X век — первая четверть XII века) китайские историки именовали всю этносистему уги Цзубу. Первоначально цзубу было одним из родов МО-ХЭ. В начале IX века это было уже крупное племя. Оно отпочковалось от других близкородственных племен этносистемы уги и откочевало на юг к Ордосу. ОРДОС—это волнообразное плоскогорье в юго-восточной Монголии, с востока, запада и севера ограниченное рекой Хуанхе (Желтая река), а с южной стороны окаймленное горными хребтами.

В XI веке цзубу перекочевали к озеру Далай-Нор. Здесь они начали жить в шатрах.

Татаньцы. Маньчжуры словом "та-тань" обозначали шалаш. Людей, живших в шалашах, они называли татанъцами. В ки­тайских источниках форма "та-тань" впервые встречается в 842 г. Чаще всего китайцы употребляли этноним "да-да" или "да-дань". К концу XI века этноним "татаньцы" стал общесобирательным наименованием для всех племен, вошедших в этносистему уги. Татаньцы захватили обширную территорию от озера Далай-нор до озера Убсы в юго-восточной части Алтайских гор. Название племени татань было перенесено на новую территорию обитания. Впоследствии она стала называться Халха.

Татары. В XII веке название этого племени стало общесо­бирательным наименованием для всех племен этносистемы уги. Линия их этноразвития началась в начале нашей эры. Первоначально это был один из родов уги. Их прародина — побережье Аргуни. Свое название древний род получил от характерной особенности мест­ности проживания и способа жизнедеятельности. Излюбленным местом расселения древних татар был район речного мелководья. На сваях они строили платформу и на нее ставили шалаш (та­тань), занимались охотой на водоплавающую птицу и рыболовством. Иными словами, вся жизнедеятельность членов древнего рода была связана с речным мелководьем.

Историк Б. Б. Бамбаев в 1929 году писал: "Само слово "татар" по-монгольски означает "мелководье". Слово "татар" образовалось, видимо, из двух слов: "татур" - "протока, рукав реки" и "тар" - "узкий, мелкий, неглубокий". Первоначально татары селились на изломе реки, при ее повороте и по берегам речных протоков.

ВЫВОДЫ:

1.  Древние татары были народом смешанного типа. Этнос-основой по отношению к ним выступала этносистема уги. Этнос уги сформировался в результате смешения тюркоязычных хуннов с, возможно, финноугороязычными динлинами и маньчжуро-язычными илу. Следовательно, уги возникли в результате смешения самых многочисленных и могущественных этносов центрально-азиатского историко-культурного региона: хуннов, динлинов и маньчжуров. Тем самым этнический фундамент древних татар оказался прочным и жизнеспособным. Некоторые нравы, обычаи, черты государственного строя, характерные для хуннов, динлинов и маньчжуров, были присущи и древним татарам.

2.  Первоначально татары были одним из родов этносистемы уги. Формирование этнического ядра татарского рода завершилось в своих основных чертах примерно к середине VI века. В XII в. наименование этого рода стало общесобирательным для всей системы уги. Неслучайно хивинский хан и автор книги "Родо­словное древо тюрков" Абуль Гази писал: "Имя этого народа очень известно с древних времен".

                          

              4.    Золотоордынская теория этногенеза татарского народа

 

Золотоордынский период имеет важное значение в истории татар­ского народа и его этногенезе. Приход монголо-татарских орд в Вос­точную Европу, в том числе и Булгарию, не привел к каким-либо серь­езным этническим изменениям. Население Волжской Булгарии всегда себя противопоставляло и монголам, и золотоордынским татарам. На­селение Булгарии сумело сохранить не только свою экономическую и политическую автономию, но и свою этническую чистоту. Ни письмен­ные, ни археологические материалы не показывают изменение ни бул-гарской культуры, ни этноса в это время. Булгары эпохи Золотой Орды полностью сохраняли свою преемственность с булгарами, жившими в домонгольский период. Характерно, что булгары упорно противились попыткам называть их татарами. Это имя в XIII—XV вв. так и не полу­чило какого-либо распространения в Булгарии. В период Золотой Орды происходит распад основной территории Булгарии. Еще во второй по­ловине XIII века от Булгарии отходит ее юго-западная часть по волж­скому правобережью. Здесь не позже рубежа XIII—XIV в. создается зависимое от Золотой Орды Наровчатское княжество с центром в г. Мухше. В это княжество вошли земли по Суре, Мокше и Волге, за­селенные потомками булгаризированных буртас, которые в источниках уже называются моджарами-мёщеряками. Поэтому выделение Наровчатского княжества следует рассматривать как реальный шаг по пути оформления татар-мишарей. Имеющиеся материалы показывают, что культура Наровчатского княжества во многом была преемственна с культурой Волжской Булгарии домонгольского периода. Одновременно шел процесс выделения этнической основы другой группы поволжских татар-казанских, завершившийся уже в условиях Казанского ханства.

 

                                                                Литература:

                                                               

1. История России с древнейших времён до 2-й пол. ХIХ в. Курс лекций / Под ред. Б.В.Личмана. Екатиринбург: УГТУ, 1994.

2. 3. 3. Мифтахов. Курс лекций по истории татарского народа: Казань: КГПУ, 1998.

История Татарской АССР. Под ред. д. и. н. М.К.Мухарямова. Казань, Таткнигоиздат, 1980.

 

ВЫПОЛНИЛ: Евтешин М.Л., студент гр.906 исторического факультета НФ КГПУ

 

Hosted by uCoz