Психолого - педагогическая характеристика

11 “В” класса средней школы №35

 

                                                      Структура работы

 

 

Психолого - педагогическая характеристика ………………………..3

 

Приложения…………………………………………………………...17

        

         2.1. Социоматрицы …………………………………………………..17

        

         2.2. Структура межличностных отношений (социограммы)………20

        

         2.3. График 1. Оценка психологического климата в коллективе….23

        

         2.4. Сводная ведомость средних значений сумм оценок учебных                     предметов………………………………………………………...24

 

 

Общие сведения

 

1.1.  Формальная структура:

         19 учащихся; из них мальчиков-5, девочек-14.    (Методика: Изучение     классной документации).

 

Краткая характеристика класса:

        Классный коллектив сформировался в 6 классе. Были слияния с 10 “Д” классом (из этого класса пришло 6 чел.) С 6 класса смены классных руководителей не было. Ребята активны, доброжелательны, откликаются на любые предложения, самостоятельны. Лидеры - Митрофанова Катя и Голышева Ксения активно влияют на жизнь класса. Отношения в классе равные, отработана система общественных поручений. Дети восприимчивы к рекомендациям старших. Позитивно относятся к учёбе, большая часть учится с интересом, но есть и дети, которые снизили учебные требования к себе: Кошмак Андрей, Ясновская Анна, Левандян Ангелина . Пассивность и ленивость свойственны Муртазину Константину. Второгодников нет. (Методика: беседа с воспитателем класса)

                      

                                    Список членов коллектива (11 “В” класса)

                         

                                    (пол—возраст(лет)—национальность):

1.      Гизатуллина Рузиля - ж. - 16 - татарка

2.      Голышева Ксения -ж.– 16 - русская

3.      Евсеева Марина  -ж.– 17 -  русская

4.      Ефремова Ирина - ж.– 16 - русская

5.      Жбанов Кирилл - м.– 16 - русский

6.      Калинина Настя - ж.– 16 - русская

7.      Кошмак Андрей - м.– 17 - белорус

8.      Левандян Ангелина - ж.– 17 - армянка

9.      Миргазизова Юля - ж. – 16 - татарка

10.    Митрофанова Катя - ж. – 17 -  русская

11.    Муртазин Константин - м.– 17 - татарин

12.    Никитина Ольга - ж.– 17 - русская

13.    Попрыкина Лиза - ж.– 16 - русская

14.    Решетникова Ирина - ж.– 17 - русская

15.    Шабалина Ирина - ж.– 16 - русская

16.    Шаронов Алексей - м.– 16 - русский

17.    Шахбазов Давид - м.– 17 - мингрел

18.    Юрьева Дарья - ж.– 17 - русская

Ясновская Анна - ж.– 17 - русская

                             

                                     Актив (организационное ядро):

Голышева Ксения

Миргазизова Юля

Митрофанова Катя

 

1.2.  Краткая характеристика членов актива:

         Все три девочки общительны, хорошо учатся. В классе    прислушиваются к их мнению. Активно участвуют в жизни класса, а    также и школы: участвуют в различных конкурсах, организуют класс        на участие в школьных конкурсах, и театральных мини– постановках.   (Методика: беседа с воспитателем класса)

        

         Голышева Ксения: хорошо учится - на «4» и «5», «тройки» 

        встречаются, но редко. (Методика: Изучение журнала успеваемости).

         Из учебных предметов нравятся математика, иностранный язык, 

        физкультура, информатика; не любит - физику, историю, биологию,  

        химию. (Методика: ВЫЯВЛЕНИЕ ЛЮБИМЫХ И НЕЛЮБИМЫХ 

         УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ). Преобладают учебно - методические мотивы

         (Методика: МОТИВЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Разработка канд. 

         психол. наук Корниенко А.Ф.). Ценит такие качества личности, как 

         общительность, контактность, порядочность, отзывчивость.      (Методика: ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГРУППОВЫХ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИИ      Разработка канд. психол. наук Корниенко А.Ф.).

          

           Миргазизова Юля: учится «средне», часто встречаются «тройки».

        (Методика: Изучение журнала успеваемости). Из учебных предметов

        нравятся биология, математика, физкультура, информатика; не лю  бит - физику, иностранный язык, историю, химию. (Методика: ВЫЯВ       ЛЕНИЕ ЛЮБИМЫХ И НЕЛЮБИМЫХ  УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ).

              Преобладают учебно - методические мотивы (Методика: МОТИВЫ          УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ) Ценит такие качества личности, как 

         отзывчивость, самостоятельность, ответственность, обязательность,         трудолюбие,     честность. (Методика: ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГРУППОВЫХ            ЦЕННОСТНЫХ  ОРИЕНТАЦИИ).

          

           Митрофанова Катя: учится на «4» и «5», без «троек» (Методика:         Изучение журнала успеваемости).

         Из учебных предметов нравятся математика, иностранный язык, 

        физкультура, информатика; не любит - физику, историю, биологию,  

        химию. (Методика: ВЫЯВЛЕНИЕ ЛЮБИМЫХ И НЕЛЮБИМЫХ 

         УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ). Преобладают мотивы личностных качеств       учителя.(Методика: МОТИВЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ). Ценит            такие качества личности, как порядочность, доброта, сообразитель     ность, ум, закаленность, выносливость, честность. (Методика: ОПРЕДЕ     ЛЕНИЕ            ГРУППОВЫХ ЦЕННОСТНЫХ  ОРИЕНТАЦИИ ).

 

2.    Характеристика классного руководителя (воспитателя)

 

2.1. Общие сведения:

         Шейна Людмила Ивановна, 47 лет; образование: окончила Воронеж      ский Государственный Педагогический Институт в 1980 году по спе         циальности “Учитель русского языка и литературы”. Стаж педагоги      ческой деятельности: 18 лет. (Методика: беседа с воспитателем      класса).

2.2.  Система жизненных ценностей

         Наиболее важными для личности классного руководителя      жизненными сферами являются образование и работа, а         терминальными ценностями их опосредующими: духовное        удовлетворение и саморазвитие, совершенствование. (методика:   тест «Жизненные ценности по Сенину»). Из этого можно сделать      вывод о том, что данный педагог в сфере образования и работы    стремится к получению духовного удовлетворения, совершенствуя и       развивая при этом свои профессиональные умения и навыки и      повышая уровень общей эрудиции, расширяя кругозор знаний.

2.3.  Структура педагогических установок

         (методика: тест «Структура педагогических установок по А.Ф. Кор    ниенко»):

        Доминирующий тип педагогических установок: либеральный.

       Доминирующий вид педагогических установок: установка на сам     Учебно-воспитательный процесс и его организацию.

2.4.  Предпочитаемые качества учащихся

           (методика: метод экспертных оценок):

Творческие начала

Эрудиция

Честность

Вежливость

Общительность

Трудолюбие

Жизнерадостность

Самостоятельность

Организованность

Дисциплинированность

                Примечание: качества учащихся представлены воспитателем в порядке                 убывания их важности для него.

 

3. Характеристика межличностных отношений в группе.

3.1.  Социометрические статусы членов коллектива (11 “В” класса)

        (методика: социометрические измерения коллектива):

                             

                                            Индексы социометрических статусов

По социоматрице учебного лидера:

1.      Гизатуллина Рузиля - 0,55

2.      Голышева Ксения - 0,33

3.      Евсеева Марина  - 0,11

4.      Ефремова Ирина - 0,33

5.      Жбанов Кирилл - 0,44

6.      Калинина Настя - 0,05

7.      Кошмак Андрей - 0,28

8.      Левандян Ангелина - 0,28

9.      Миргазизова Юля - 0,33

10.    Митрофанова Катя - 0,33

11.    Муртазин Константин - 0,22

12.    Никитина Ольга - 0,39

13.    Попрыкина Лиза - 0,17

14.    Решетникова Ирина - 0,55

15.    Шабалина Ирина - 0,28

16.    Шаронов Алексей - 0,39

17.    Шахбазов Давид - 0,33

18.    Юрьева Дарья - 0,44

Ясновская Анна - 0,50

 

По социоматрице делового лидера:

1.      Гизатуллина Рузиля - 0,39

2.      Голышева Ксения - 0,33

3.      Евсеева Марина  - 0,11

4.      Ефремова Ирина - 0,33

5.      Жбанов Кирилл - 0,39

6.      Калинина Настя - 0,11

7.      Кошмак Андрей - 0,22

8.      Левандян Ангелина - 0,22

9.      Миргазизова Юля - 0,50

10.    Митрофанова Катя - 0,39

11.    Муртазин Константин - 0,44

12.    Никитина Ольга - 0,39

13.    Попрыкина Лиза - 0,28

14.    Решетникова Ирина - 0,50

15.    Шабалина Ирина - 0,33

16.    Шаронов Алексей - 0,28

17.    Шахбазов Давид - 0,39

18.    Юрьева Дарья - 0,05

Ясновская Анна - 0,66

 

По социоматрице неформального лидера:

1.      Гизатуллина Рузиля - 0,55

2.      Голышева Ксения - 0,50

3.      Евсеева Марина  - 0,11

4.      Ефремова Ирина - 0,44

5.      Жбанов Кирилл - 0,28

6.      Калинина Настя - 0,28

7.      Кошмак Андрей - 0,28

8.      Левандян Ангелина - 0,17

9.      Миргазизова Юля - 0,28

10.    Митрофанова Катя - 0,44

11.    Муртазин Константин - 0,33

12.    Никитина Ольга - 0,22

13.    Попрыкина Лиза - 0,11

14.    Решетникова Ирина - 0,50

15.    Шабалина Ирина - 0,44

16.    Шаронов Алексей - 0,33

17.    Шахбазов Давид - 0,28

18.    Юрьева Дарья - 0,28

Ясновская Анна - 0,50

 

Учебные лидеры:

Юрьева Дарья

Митрофанова Катя

Жбанов Кирилл

 

Деловые лидеры:

Муртазин Константин

Миргазизова Юля

Митрофанова Катя

 

Неформальные лидеры:

Митрофанова Катя

Муртазин Константин

Голышева Ксения

                    Абсолютный лидер: Митрофанова Катя

«Отверженные» (по социоматрице учебного лидера):

Гизатуллина Рузиля

Решетникова Ирина

Ясновская Анна

 

«Отверженные» (по социоматрице делового лидера):

Решетникова Ирина

Ясновская Анна

Шабалина Ирина

Шахбазов Давид

 

«Отверженные» (по социоматрице неформального лидера):

Гизатуллина Рузиля

Шабалина Ирина

Решетникова Ирина

Ясновская Анна

                    Абсолютные аутсайдеры: Решетникова Ирина, Ясновская Анна.

3.2.  Структура межличностных отношений (социограмма)

           (см. Приложения.)

3.3. Характеристика неформальных лидеров

                  Митрофанова Катя: Преобладают мотивы личностных качеств      учителя. (Методика: МОТИВЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ). Ценит      такие качества личности, как порядочность, доброта, сообразитель     ность, ум, закаленность, выносливость, честность. (Методика: ОПРЕДЕ     ЛЕНИЕ  ГРУППОВЫХ ЦЕННОСТНЫХ  ОРИЕНТАЦИИ ).

           Катя общительна, подвижна, хорошо учится. Очень сильно влияет на        мнение в классе. Я часто прибегаю к её помощи, когда мне надо          организовать класс на какое - либо мероприятие. Красноречива, ей    присущи ораторские качества, умение убеждать (методика: беседа с          воспитателем класса).

3.4.  Характеристика «отверженных»

                  Решетникова Ирина замкнута, необщительна, однако она много      времени уделяет учёбе - я её часто вижу в нашей библиотеке. Когда       она была последний раз на наших «чаепитиях» я не помню. Она не      контачит с классом, как бы избегает его, хотя насколько я знаю её   никто не обижает. Дружит она с Рузилёй Гизатуллиной, которая такая   же как и Ирина замкнутая, неконтактная.            

                  Аня Ясновская в отличие от Ирины и Рузили стремится к        общению: ходит на «чаепития» (но не участвует в их подготовке), на          различные мероприятия. Но она эгоистична, самоуверенна, ставит         себя выше других. В классе её не любят, а учителя отмечают, что она          любит язвить. Я и сама замечала такое за ней (из беседы с       воспитателем класса).

 

4.    Групповые характеристики

 

4.1.  Сплочённость класса

         (методика: социометрические измерения коллектива):

         1. Число положительных взаимосвязей в группе по социограмме                 учебного лидера: 17.

             Индекс психологической взаимности (“сплочённости группы”) со          ставляет 0,099415204678362573099415204678363.

         2. Число положительных взаимосвязей в группе по социограмме                 делового лидера: 11.

             Индекс психологической взаимности (“сплочённости группы”) со          ставляет 0,064327485380116959064327485380117.

         3. Число положительных взаимосвязей в группе по социограмме                 неформального лидера: 12

             Индекс психологической взаимности (“сплочённости группы”) со          ставляет 0,070175438596491228070175438596491.

         Средний показатель по трём критериям:     0,077972709551656920077972709551333

         Вывод: низкая степень сплочённости класса.

 

4.2. Психологический климат

         (методика: тест «Оценка психологического климата в коллективе»).

         По результатам теста психологический климат в классе можно расце    нивать как инертный. Ребята не стремятся помочь друг другу, в со         вместных делах не всегда проявляются организованность и взаимо      помощь. По оценкам учеников в классе присутствует видимое деле      ние на «своих» и «чужих» (что также подтверждается и результата      ми анализа социометрических измерений). Ученики отмечают также   и то, что далеко не всегда все доброжелательно относятся друг к          другу, в основном присутствует равнодушие, безразличие к одно-        классникам. Однако из этого нельзя делать вывод, что кто-то кого-то         обижает, оскорбляет, но необходимо отметить, что классу не хватает    сплочённости, что также иллюстрируют результаты социометриче       ских измерений.

         Довольно велика степень расхождений в оценках психологического     климата учениками и воспитателем класса (см. График 1.Оценка          психологического климата в коллективе). Особенно большое расхож      дение проявляется в том, что воспитатель класса считает, что в клас      се нет деления на «своих» и «чужих», однако результату тестирова   ния учеников выявили противоположную закономерность. Из этого     можно сделать предварительный вывод о том, что воспитатель мало        компетентен в оценке межличностных отношений учеников, опира      ется лишь на наглядно ему видимые оттенки межличностных отно      шений учеников и не стремится к более глубокому анализу взаимо       отношений в классе, используя научные методы оценки.

         Оценка психологического климата учениками и воспитателем класса

         сходятся лишь в одном показателе (взаимопомощь): и учащиеся и        воспитатель класса считают, что одноклассники неохотно стремятся    к взаимопомощи, но она всё-таки присутствует (см. График 1.  Оценка     психологического климата в коллективе).

         Наиболее адекватно оценивают психологический климат в классе        Шахбазов Давид, Шаронов Алексей, Никитина Ольга, Митрофанова          Катя, Голышева Ксения, Ясновская Анна.

         Особо хочу отметить резко негативную, неадекватную оценку пси       хологического климата Решетниковой Ириной. Чем может быть вы      зван данный негативизм? По-видимому, это вызвано тем, что Ирина     по результатам социометрических измерений вошла в так называе       мую категорию «отверженных», причём как по неформальной, так и      по учебной и деловой социоматрицам. Довольно негативные оценки          психологического климата присутствуют и у Гизатуллиной Рузили       (тоже вошла в категорию «отверженных»). Довольно мажорные оцен    ки психологического климата, но тем не менее неадекватные наблю  даются у Попрыкиной Лизы, Левандян Ангелины, Миргазизовой         Юли, Ефремовой Ирины. Данные ученицы, необходимо отметить,         не относятся к категории «отверженных». Следовательно, можно от      метить, что лица, которых коллектив принимает с радостью, более     вольготно ощущают себя в нём, а поэтому и оценивают психологиче     ский климат более лояльно.

 

4.3.  Система ценностных ориентации класса

           (методика: тест «Определение групповых ценностных ориентаций»             по А.Ф. Корниенко)

     1)Профиль ценностей отдельных качеств личности

           (ранжирование качеств личности по степени важности их для группы              учеников, в порядке убывания важности):

1.Общительность, контактность; Честность

2.Исполнительность, добросовестность; Порядочность; Ответственность,     

   обязательность

3.Доброжелательность, доброта; Отзывчивость

4.Эрудиция, кругозор знаний

5.Самостоятельность

6.Сообразительность, ум; Решительность, смелость

7.Настойчивость; Широта интересов, любознательность

8.Вежливость, скромность

9.Закаленность, выносливость; Трудолюбие

10.Физическое развитие, сила

11.Подвижность, ловкость

           Здесь можно отметить, что дети ориентированы на честность в                            контактах и общении, считают, что необходимо ко всему подходить с             ответственностью, ценят исполнительность. (Это подтверждается и                результатами моих наблюдений в ходе моего преподавания в этом                   классе истории. Ребята ответственно подходят к выполнению                                    домашнего задания, исполнительны. У большинства могу отметить                 самостоятельность в выполнении поставленных задач (методика:                     наблюдение). Как известно, факторами, способствующими более                    продуктивному общению являются эрудиция, широта знаний, а также            доброжелательность. Эти качества личности ученики также поставили          в ряду одних из важных для них качеств.

 

2)Профиль ценностей комплексов качеств личности

         1.Коммуникативные

         2.Нравственные

         3.Деловые

         4.Интеллектуальные

         5.Волевые

         6.Физические

                  Перманентным качеством личности, как уже указывалось выше,    ученики считают общительность, поэтому коммуникативный         комплекс качеств личности и выдвигается учениками на первый     план. Как видим, далее следуют нравственные и деловые комплексы        качеств личности. Можно говорить о том, что у данного класса      общение нравственно опосредовано и носит деловую       направленность. («Ребята не увлечены интимом, нет в классе каких-        то влюблённых и т.д., как в 11 «Г» классе. Мои ученики увлечены          карьерой, поступлением в ВУЗ, мальчики увлечены компьютерами».    Из беседы с воспитателем класса).

 

3)Единство ценностных ориентации (ЦОЕ)

           (методика: тест «Определение групповых ценностных ориентаций»             по А.Ф. Корниенко)

           ЦОЕ=0,36842105263157894736842105263158

 

4.4. Наличие общих интересов

         Дети восприимчивы к рекомендациям старших. Позитивно относятся   к учёбе, большая часть учится с интересом. Мальчики увлекаются          компьютерами: Кошмак Андрей, Муртазин Константин, Шахбазов        Давид вместе ходят на компьютерные курсы в «Элекам». Голышева          Ксения, Юля, Катя-наши организаторы. Они занимаются подготовкой   сценариев (а в этом им помогает почти весь класс) к разным   школьным мероприятиям, в том числе и к нашим классным       «чаепитиям», которые проходят очень увлекательно (Методика:     беседа с воспитателем класса).

 

5.    Особенности учебной деятельности

 

5.1.  Успеваемость

         (Методика: Изучение журнала успеваемости).

                  Средняя успеваемость в классе по предметам:

         Русский язык - “4”;

         Литература - “4”;

         История - “4”;

         Биология - “5”;

         Химия - “3”;

         Информатика - “4”;

         Физкультура - “4”;

         Физика - “4”;

         Иностранный язык - “4”;

         Алгебра - “4”.

                  Успеваемость в классе хорошая. Ребята с интересом занимаются,   творчески подходят к заданиям. Особенно хорошо занимается        Юрьева Даша и Митрофанова Катя. Они регулярно участвуют в   олимпиадах (из беседы с учителем истории).

                  Класс тянется к знаниям, но они ужасно ленивы: часто не        выполняют домашнее задание, на уроке не внимательны, когда я

         что-то объясняю (из беседы с учителем химии).

                  Позитивно относятся к учёбе, большая часть учится с      интересом, но есть и дети, которые снизили учебные требования к         себе: Кошмак Андрей, Ясновская Анна, Левандян     Ангелина .       Пассивность и ленивость свойственны Муртазину Константину.    

         (из беседы с воспитателем класса).

 

5.2.  Отношение к учебным предметам

                  Из учебных предметов классу нравятся: математика,       иностранный язык, информатика, физкультура;

         не нравятся: физика, химия, биология, история (методика:      тестирование «МОТИВЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» ).

 

5.3.  Мотивы учебной деятельности

         (методика: тест «МОТИВЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» ).

         У учащихся данного класса в целом преобладают учебно-       методические мотивы и мотивы личностных качеств учителя. То есть    можно сказать, что ученики предъявляют высокие требования к         личности учителя, его внешнему виду, доброжелательности по       отношению к ученикам, а также к его манере преподавания, умению     доступно изложить материал, способности учителя привести         примеры из жизни и практики, его стремлению к проведению уроков        в увлекательной для учеников форме. Развивающие и житейские    мотивы ученики оттесняют на второй план.

                  Как отмечалось выше, классу не нравятся: физика, химия,       биология, история. При выборе этих предметов ученики          руководствовались тем, что данные предметы в целом не связаны с        жизнью, не пригодятся при поступлении в ВУЗ (житейские мотивы),     а также и тем, что они не способствуют развитию силы воли,     культуры, интеллекта (развивающие мотивы).

                  Наиболее важными критериями при выборе учебных предметов     являлись следующие: доступное изложение знаний учителем,          увлекательность в проведении урока, умение учителя привести      примеры из жизни, обилие новой информации (новизна), развитие на    уроке мышления и интеллекта. Высокие требования предъявляются         учениками и к уровню развития интеллекта учителя.

         (см. сводную ведомость средних значений сумм оценок учебных    предметов).

                  Наиболее положительно ученики оценили математику.

                  Резко негативно по всем группам мотивов учащиеся оценивают      химию. Напомню что средние отметки в классе по данному    предмету- «тройки». Ученики считают, что знания по данному         предмету никоим образом не пригодятся в жизни. Можно        предположить, что учитель химии просто не может замотивировать      учеников в том, что именно химия важна в жизни, что знания по    данному предмету действительно пригодятся ученикам в            дальнейшем. Также ученики отмечают и недоброжелательность     учителя по отношению к ним. Я бы рекомендовал пересмотреть учителю свои педагогические и методические установки, более      комплексно подходить к преподаванию предмета.

                 

Трудовая деятельность

 

6.1. Отношение к труду

           По оценкам классного руководителя ребята положительно относятся     к труду, работе на пришкольном участке, не увиливают от работы.      Однако в оценках учеников по методике: тест «Определение групповых   ценностных ориентаций» трудолюбие стоит в ряду наименее важных      качеств личности.

6.2.  Виды и формы совместной трудовой деятельности:

                  Работают на пришкольном участке, некоторые ученики малыми     группами устраиваются на работу (ремонт школы) на каникулах     через Центр труда и занятости населения.

 

7.    Общественная деятельность

 

7.1.  Отношение к общественной деятельности

                  По оценкам классного руководителя большинство учеников не       желают обременять себя общественной нагрузкой. Школьники          участвуют в общественной работе по «принуждению» классного    руководителя. В совместных делах нет организованности, класс не          объединён значительными делами. (Методика: беседа с воспитателем    класса)

7.2.  Виды и формы общественной деятельности

         Как отмечалось выше основным видом общественной деятельности      на пользу школы является работа на пришкольном участке. Юрьева          Даша и Митрофанова Катя регулярно участвуют в олимпиадах по          истории и др. (из беседа с воспитателем класса и учителями-         предметниками).

 

8.    Внеучебная деятельность (досуг)

 

8.1.  Отношение членов коллектива (группы) к совместному    времяпрепровождению

         (Методика: беседа с воспитателем класса)

                  Ребята очень положительно относятся к проведению        совместного досуга, охотно собираются на праздники и разные      увеселительные мероприятия.

8.2. Виды и формы совместного досуга, обычаи и традиции

                  Во время прохождения моей практики ребята успели сходить в       кинотеатр и в тир (из личных наблюдений за жизнью класса).

                  Ребята любят «чаепития», которые проходят очень увлекательно,    в игровой форме с проведением продуманных самими учениками          конкурсов. Такие «чаепития» уже стали традицией в классе, но они       никогда не «приедаются», не являются однотипными. Ещё с классом     мы часто ходим в кино, иногда в Картинную галерею. (Методика:        беседа с воспитателем класса).

 

9.    Выводы и рекомендации

 

9.1.  Положительные и отрицательные стороны в развитии коллектива

                  Необходимо отметить, что класс   ориентирован на честность в          контактах и общении, то что в целом  преобладают коммуникативные          (необходимы для контактов, успешного взаимодействия с   окружающими, актуальны в наше время) и   нравственные (в связи с          общим падением нравственности в обществе) комплексы качеств   личности. Положительным моментом является и то, что класс имеет         свои традиции («чаепития», походы в кино), что способствует более        тесному взаимодействию членов классного коллектива, более полной       интеграции класса в единое целое. Положительными являются и         некоторые оценки учениками психологического климата в классе      (например то, что всем нравится собираться вместе; то, что все друг        другу помогают). Позитивной стороной является положительное       отношение ребят к учёбе и довольно хорошая общая успеваемость в          классе.

                  На фоне позитивных моментов высвечивается и ряд    отрицательных сторон развития в коллективе класса. Это к примеру то,    что класс не объединяют значительные дела, нет  общего дела, которое          бы способствовало формированию коллективизма, как черты характера.   Не все дети чувствуют свою причастность к жизни класса. В основном         наблюдается стремление лишь к совместным удовольствиям,     развлечениям. Негативно на развитии коллектива сказывается и то, что    в классе преобладает инертный психологический климат. Класс, можно    сказать, довольно разобщён: в его структуре выделяются микрогруппы     по 2-4 человека (см. данные социограмм в Приложении), которые      взаимодействуют, в основном, лишь друг с другом. Плохо и то, что   ученики, по большей, части не руководствуются в учении   развивающими и житейскими мотивами, так как эти мотивы имеют          большое практическое значение для развития и дальнейшего самосовершенствования. К тому же современная педагогика   склоняется к необходимости преобладания развивающих факторов в    обучении, как необходимого условия самосовершенствования        личности.

                  Негативно и то, что по оценкам детей в классе присутствует    разделение на «своих» и «чужих», что также затрудняет   межличностные коммуникации в коллективе. Не всегда присутствует        и доброжелательное отношение друг к другу.

 

9.2.  Рекомендации по развитию коллектива (группы):

        

а) классному руководителю (воспитателю)

                  Необходимо комплексное и тщательное изучение коллектива   класса, не стоит полагаться лишь на результаты наблюдений за       жизнью класса, так как не все стороны в развитии коллектива можно   заметить, используя лишь один этот метод исследования класса.     Нужно использовать и такие научно обоснованные методы как      тестирование, социометрия и пр. тогда не будет наблюдаться больших расхождений в оценке психологического климата Вами и       учениками. Вам необходимо также обратить внимание на учёбу ребят   по химии: если учитель химии не может обосновать важность и   необходимость своего предмета ученикам, то Вы должны поговорить    с этим учителем, тактично указать на недостатки в преподавании         предмета им, а если это не будет иметь результата, то постараться          самой мотивировать учеников к более старательному отношению к   данному учебному предмету.

                  Важно Вам обратить внимание на взаимоотношения в классе,         постараться интегрировать «отверженных» (аутсайдеров) в классный          коллектив, используя при этом авторитет лидеров класса. Вам        необходимо чаще поручать совместные дела  лидерам и аутсайдерам          одновременно, при этом наблюдать (умеренно, чтобы этого     наблюдения не было заметно им) за их работой и взаимодействием.       Это будет способствовать развитию сплочённости коллектива и       вливанию бывших отверженными учеников в единое пространство        коллектива класса.

 

б) членам актива:

           Вам необходимо стараться просить помощи в организации и проведении каких-либо дел и мероприятий у Решетниковой Ирины,Ясновской Анны, Гизатуллиной Рузили, Шабалиной Ирины, Шахбазова Давида. Вам следует стремиться к тому, чтобы как можно больше Ваших одноклассников было включено в совместную деятельность, потому что именно совместные обязанности, совместное преодоление каких-либо трудностей делает Ваш класс дружнее. Старайтесь руководить жизнью класса, а не самим выполнять все важные дела Вашего коллектива: учитесь распределять обязанности и поручения между всеми членами класса. При этом неважно мелкое это будет поручение или большое - главное в том, чтобы каждый Ваш одноклассник, выполняя порученное ему дело почувствовал себя частью Вашего дружного коллектива. Результаты не заставят себя ждать - к Вам будут ещё больше проявлять доверие и уважение Ваши одноклассники, а вместе с ними и классный руководитель, учителя. Именно умение включить всех членов коллектива в общее дело и определяют качество успешного руководителя.

 

Работу выполнил:

 

Евтешин М.Л., студент гр. 906 исторического факультета НФ КГПУ

 

Научный руководитель:

 

Ахметзянова Н.В., старший преподаватель НФ КГПУ

 

Hosted by uCoz