Литература: 1. Тунис (справочник). М., Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1978. - 383 с. с карт. 2. С.Р.Смирнов. История Судана (1821-1956). М., Издательство "Наука", 1968. - 296 с. 3. Новейшая история стран Азии и Африки: ХХ век: Учеб. Для студ. высш. учеб. заведений: В 3 ч. / Под ред. А. М. Родригеса. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.- Ч. 3: 1945 - 2001. - 272 с.
Набережночелнинский филиал Сравнительно – сопоставительный анализ освободительного движения народов Востока в 40-х - начале 60-х гг. ХХ века (Судан и Тунис) Самостоятельная работа по курсу: «Новейшая история стран Азии и Африки» Выполнил: Евтешин Максим, студент V курса, исторического факультета, гр. 906 Научный руководитель: Липартелиани Г.Б., старший преподаватель НФ КГПУ Набережные Челны, 2004 |
№п/п |
Тунис |
Судан |
Общее |
Особенное |
1.Положение страны и система управления |
После начала второй мировой войны, с лета 1940 г. Тунис находился под властью «правительства Виши». Реакционное «правительство Виши» распустило Большой совет, отменило свободу печати, ассоциаций, собраний. Вступивший на трон в июне 1942 г. Монсеф-бей пытался маневрировать между державами «оси» и «правительством Виши». Монсеф-бей 31 декабря 1942 г. сформировал правительство во главе с представителем тунисской буржуазии Мухаммедом Шеником. Это правительство старалось показать себя независимым от генерального резидента Франции, добиваясь одновременно признания независимости Туниса державами «оси». Изгнание фашистов из Туниса в мае 1943 т. положило конец этим маневрам. В стране была установлена власть «Сражающейся Франции». Постепенно возвратились представители французской колониальной администрации. По настоянию французских колониальных кругов правительство Шеника было разогнано, а сам Монсеф-бей низложен и выслан из страны. Учитывая новую международную обстановку и вынужденные считаться с развитием национально-освободительного и демократического движения, французские правящие круги пошли на уступки требованиям тунисского народа. В сентябре 1945 г. в Тунисе была восстановлена деятельность Большого совета, отменена предварительная цензура печати, проведены выборы в Учредительное собрание Франции. В 1947 г. был создан тунисский Совет министров, который фактически стал частью колониальной администрации. Режим протектората не был упразднен, и положение Туниса во французской колониальной империи, называемой Французским союзом, как и раньше, определялось Бардоским договором 1881 г. и Ла-Марс-ской конвенцией 1883 г. Реформы 1945—1947 .гг. не удовлетворили тунисцев. Франция сохранила свои экономические и политические позиции. В стране по-прежнему безраздельно господствовал французский монополистический капитал. В послевоенные годы Тунис (как и другие колонии Франции) стал объектом экспансии американского империализма. Различного рода «доктрины», «план Маршалла» (1948—1951), Атлантический пакт (создан в 1949г.) облегчили проникновение США в Тунис, вызывая недовольство французских колонизаторов. |
В Судане мы встречаемся с широкой практикой использования так называемых назначенных вождей. Наиболее благоприятная обстановка для применения системы косвенного управления существовала в районах преобладания родоплеменных, а также и феодально-патриархальных отношений. Бывший дарфурский султанат после его присоединения к Англо-Египетскому Судану претерпел значительные изменения. Западные его области подпали под господство Франции, а остальная часть, находившаяся под английским контролем, была расчленена на несколько административных районов. Параллельно с внедрением косвенного управления были учреждены т. н. закрытые районы. Приказ о новой для Судана административной перестройке был опубликован в 1925 г. за № 466. Многими своими чертами закрытые районы напоминали резерваты. Как известно, организация резерватов сводилась к выделению небольших по площади и, как правило, не лучших земель, на которые с помощью административных мер выселялось окрестное население. Учреждение резерватов — прямое следствие земельных экспроприации, проводимых в пользу европейских переселенцев. Жители закрытых районов, равно как и резерватов, могли покинуть закрепленную за ними территорию лишь с разрешения колониальных властей. Свободное перемещение населения из одного закрытого района в другой, как, впрочем, и между резерватами, запрещалось. В законодательстве, касавшемся торговли, прямо указывалось, что в закрытых районах, кроме местных жителей, никто не имеет права торговать без особого разрешения колониальной администрации. Иностранные подданные, а также суданцы, жившие в других районах страны, в закрытые районы не допускались. Суданцы, жители закрытых районов, были надежно изолированы от внешнего мира. Здесь господствовали особые законы, и здесь английские чиновники чувствовали себя полновластными хозяевами. Комиссар во вверенном ему районе пользовался неограниченной властью: он мог запретить человеку жениться, мог выслать его из района, приговорить его к смертной казни. К 1946 г. вся площадь закрытых районов составляла 717115 кв. миль, т. е. более 2/3 всей площади Судана. Население центральных районов исчислялось в 4389 тыс. человек (42,9% населения страны). 5842 тыс. человек (57,1%) жили в закрытых районах. Общая картина — крайняя неравномерность распределения населения по территории Судана. В апреле 1942 г. Суданский конгресс направил генерал-губернатору меморандум. От имени всего суданского народа конгресс требовал от правительства Англии и Египта обнародования совместной декларации, которая гарантировала бы суданцам после окончания войны право на самоопределение, введение национальных законов и создание из суданцев представительного органа для утверждения этих законов и бюджетных ассигнований. Суданский конгресс требовал ликвидации закрытых районов и предоставления суданцам свободы торговли и передвижения внутри страны. |
И Тунис и Судан являлись колониями индустриально развитых стран (Судан являлся английской колонией, Тунис – французской) Развитие европейскими капиталистами преимущественно сырьевой базы. Экономическая жизнь Туниса и Судана была подчинена финансовым и политическим интересам метрополии. |
Судан: применение системы косвенного управления страной - практика использования так называемых назначенных вождей. Принадлежность стран разным метрополиям Тунис: широкое проникновение американского монополистического капитала в Тунис. |
2.Национально – освободительное движение. |
В первые послевоенные годы его успехи сдерживались отсутствием политического и организационного единства между национальными партиями, а также расколом рабочего класса. Инициатором сплочения всех национальных сил выступила Тунисская коммунистическая партия. В апреле 1946 г. она опубликовала национальную программу, выдвинув следующие требования: отмена режима протектората; выборы в Национальное собрание, суверенное и независимое; образование правительства, ответственного перед избранниками народа. Программа открывала путь к объединению всех сил страны в борьбе за национальную независимость. 4 августа 1946 г. на основе этой программы ЦК ТКП призвал к созданию Национального фронта. Однако, ориентируясь на поддержку извне и не желая тесного сотрудничества с коммунистами, руководство других национальных партий сдержанно отнеслось к предложениям ТКП. Тем не менее, понимая необходимость единства действий, националистические лидеры созвали 23 августа 1946 г. Национальный конгресс, где провозгласили «неотъемлемое право тунисского народа обрести свою неприкосновенную независимость». 8 сентября 1949 г. из эмиграции в Тунис возвратился Хабиб Бургиба. С его возвращением были связаны серьезные изменения в тактике Нового Дестура. Партия взяла курс па соглашение с правительством Франции и в апреле 1950г. выдвинула программу «почетного компромисса» в рамках протектората. Она предусматривала ряд реформ, направленных к достижению внутренней автономии Туниса и арабизации государственного аппарата. В США к этим предложениям Нового Дестура отнеслись «с пониманием», так как рассчитывали на ослабление национально-освободительного движения в этой стране и на возникновение еще более благоприятных условий для проникновения американского монополистического капитала в Тунис. 15 декабря 1951 г. правительство Франции в специальной ноте, направленной Тунису, отвергло требование внутренней автономии и подтвердило свою решимость сохранять в неприкосновенности режим протектората. Новый Дестур отказался от политики «почетного компромисса» и вновь призвал народ к активной борьбе. 21—23 декабря 1951 г. в Тунисе прошла трехдневная всеобщая забастовка протеста. В январе—марте 1952 г. по всей стране проходили забастовки, демонстрации, выступления студентов и молодежи. Тунисские патриоты начали формировать партизанские отряды, которые вскоре объединились в Армию национального освобождения. В этот период в национально-освободительной борьбе участвовали представители всех партий. Французская политика террора в Тунисе с осуждением была воспринята мировой общественностью. Группа афроазиатских стран внесла «тунисский вопрос» на рассмотрение ООН. Это обращение было поддержано Советским Союзом и другими социалистическими странами. Новое правительство Франции, сформированное 19 июня 1954 г. во главе с Мендес-Франсом, вынуждено было пойти на уступки национально-освободительному движению. 3 июня 1955 г. было подписано франко-тунисское соглашение о внутренней автономии. Тунис стал автономным государством, самостоятельно осуществляющим свой внутренний суверенитет. Ему предоставлялось право создавать собственные законодательные органы и национальное правительство. Вместе с тем Франция сохранила в своем ведении вопросы обороны и внешней политики. На территории Туниса оставались французские войска. По инициативе Туниса 27 февраля 1956 г. в Париже начались франко-тунисские правительственные переговоры, которые завершились подписанием 20 марта 1956 г. протокола о признании Францией независимости Туниса. Отменялись соглашения от 3 июня 1955 г. и Бардоский договор 1881 г., 75 лет прослуживший юридическим основанием протектората. Тунис стал независимым государством, обладавшим суверенитетом как во внутренних, так и во внешних делах. Весной 1958 г. в стране усилились требования немедленной эвакуации французских войск. Тунисское правительство обратилось с жалобой в Совет Безопасности ООН и блокировало французские войска, находившиеся в стране. 17 июня 1958 г. после прихода к власти во Франции генерала де Голля было заключено франко-тунисское соглашение об эвакуации французских войск из Туниса, за исключением Бизерты. В 1961 г. упорный отказ Франции эвакуировать бизертскую базу привел к вооруженному конфликту. 17 июля 1961 г. Бургиба призвал тунисский народ к «битве за Бизерту». В результате боев 19—22 июля 1961 г. тунисцы понесли потери и отступили. По требованию 52 государств членов ООН вопрос о Бизерте был вынесен на рассмотрение созванной 21 августа 1961 г. Генеральной Ассамблеи ООН, которая призвала правительство Франции урегулировать конфликт мирным путем. Переговоры начались осенью 1961 г. и завершились договоренностью об эвакуации французских войск из Бизерты. 15 октября 1963 г. последние французские солдаты покинули территорию Туниса. |
23 августа 1945 г., Суданский конгресс направил генерал-губернатору меморандум, требуя для Судана создания национального демократического правительства и объединения Судана и Египта в одно государство. Генерал-губернатор на этот меморандум не ответил. Твердая позиция Суданского конгресса в вопросе о предоставлении Судану независимости способствовала укреплению его авторитета среди широких народных масс. К концу 1945 г. насчитывалось уже около 10 тыс. членов конгресса. Раскол в Суданском конгрессе завершился к концу 1945 г. Наиболее влиятельной и многочисленной партией стала партия «Хизб аль-Ашикка» («Партия родных братьев»). В то время она представляла широкие круги мелкой и средней буржуазии, ремесленников, интеллигенции, учащейся молодежи. Политическая программа партии предусматривала эвакуацию из страны иностранных войск, провозглашение независимости Судана и объединения его с Египтом на правах федерации в единое государство. Бессменным руководителем партии в течение всего периода ее существования был Исмаил аль-Азхари. На иных позициях стояла партия «Хизб аль-Умма» («Партия нации»), отстаивающая интересы феодалов, буржуазии, вождей племен, крупных государственных чиновников, реакционной части мусульманского духовенства, т. е. всех тех, кто в течение длительного времени сотрудничал с английскими колониальными властями. За этой партией шли довольно широкие массы кочевников и крестьян, которые слепо следовали за вождями племен и религиозными лидерами. На словах партия боролась за независимый Судан под лозунгом «Судан для суданцев». В действительности же руководство партии в то время выступало против установления прочных связей с Египтом, допуская в дальнейшем тесное сотрудничество с Англией. Председателем партии был Сидик аль-Махди. Главная его задача сводилась к тому, чтобы уничтожить в учении своего отца главное — антиимпериалистическую направленность и непримиримость к иностранным захватчикам, идею необходимости вооруженной борьбы за свое национальное освобождение. Острие обновленного по английскому рецепту махдизма теперь было повернуто против молодых прогрессивных сил страны, против каких бы то ни было форм союза с революционным Египтом. За союз с Египтом высказывались партия «Аль-Ашикка» и Суданский конгресс; «Аль-Умма» отстаивала идею создания независимого от Египта Судана, что неизбежно вело к сохранению близких связей с Англией. Вновь сформированное правительство Нукраши-паши попыталось было в декабре 1946 г. продолжить переговоры с Англией, но они уже в конце января 1947 г. были прерваны. Общественность Египта требовала от нового премьера решительных мер, и Нукраши не оставалось ничего иного, если он хотел остаться у власти и избежать революционного взрыва, как апеллировать к Совету Безопасности ООН о пересмотре договора 1936 г. 8 июля 1947 г. египетское правительство обратилось в Совет Безопасности ООН с заявлением, в котором указывалось, «что британские войска находятся в Египте вопреки воле народа и в нарушение Устава и резолюции Генеральной Ассамблеи от 14 декабря 1946 г. Египет просил Совет предписать: 1) полную и немедленную эвакуацию британских войск из Египта, включая Судан, и 2) прекращение существующего в Судане административного режима. Дискуссия в Совете Безопасности ООН продолжалась с 5 августа по 10 сентября 1947 г. Совет Безопасности не пришел ни к какому решению. Англии, поддержанной США, удалось отстоять существующий договор 1936 г. В начале марта 1948 г. в египетской прессе было опубликовано заявление правительства о том, что Египет никогда не согласится с английским проектом так называемой суданизации. Уже в 1947 г. СКП начала проводить в жизнь наиболее действенные методы борьбы: стачки, демонстрации, несоблюдение колониальных законов и, наконец, бойкот готовящихся выборов. В последние недели перед выборами политическая обстановка в стране накалилась до предела. Национальный фронт борьбы призвал суданцев к бойкоту выборов. Среди населения распространялись антианглийские листовки. В обстановке разгула реакции и полицейского произвола 13 ноября 1948 г. на основе новой конституции начались выборы в законодательные органы. По официальным данным, в выборах приняло участие всего 19% избирателей, а в ряде избирательных участков — не более 3% . Открытие Законодательного собрания состоялось 15 декабря 1948 г. Сразу после выборов волна революционного движения пошла на убыль. В 1948 г. подавляющее большинство гезирских арендаторов снова объявило забастовку, требуя пересмотра существующего положения о распределении доходов. Английские колониальные власти, опасаясь серьезных крестьянских волнений, пошли на уступки, объявив в августе 1949 г. о предполагаемой национализации гезирских плантаций. Национализация была проведена в 1950 г. Вместо Правления компании был создан Комитет Гезиры, куда кроме четырех англичан было введено два суданца, но фактический контроль над всеми плантациями по-прежнему оставался в руках колониальной администрации. Непосредственной реакцией на эту мнимую национализацию явилось дальнейшее расширение крестьянского движения. Летом 1951 г. суданские полицейские части отказались повиноваться английским властям. В Хартуме, Омдурмане и Порт-Судане полицейские организовывали антианглийские демонстрации, которые были разогнаны с помощью войск. После этих событий было введено законодательство, разрешающее генерал-губернатору объявлять в стране чрезвычайное положение. В августе 1951 г. в Каире, в годовщину заключения договора 1936 г., состоялись мощные антианглийские демонстрации. А в начале сентября 1951 г. произошли новые события, заставившие египетское правительство поторопиться с расторжением договора 1936 г. Делегаты крупнейших профсоюзов Египта на объединенном собрании вынесли решение об организации Подготовительного комитета по созданию Всеобщей конфедерации трудящихся Египта. В работе комитета приняли участие представители 115 профсоюзов. Правительство Египта больше уже не могло оттягивать решение вопроса о договоре 1936 г. Односторонним актом 15 октября 1951 г. оно денонсировало англоегипетский договор 1936 г. и конвенцию 1899 г. о кондоминиуме. Суданцы с энтузиазмом встретили это законное решение египетского правительства. Несмотря на запрещение, 23 октября в Хартуме состоялись крупные демонстрации, призывавшие к вооруженной борьбе с англичанами. Перепуганный генерал-губернатор вызвал из Египта английские войска и одновременно предложил Законодательному собранию проект «новой» конституции, дающей якобы «полную автономию. Судану». Эта конституция предусматривала сохранение верховной власти в стране за английским генерал-губернатором; за ним оставалось право вето, право распускать парламент и увольнять министров. В июле 1952 г. в Египте произошла революция. Ставленник колонизаторов король Фарук был свергнут. К власти пришло революционное правительство во главе с генералом Нагибом, Гамаль Абдель Насером и др. В ноябре 1953 г. в обстановке всеобщей политической активности масс состоялись выборы в парламент. Выборы закончились крупной победой Национально-юнионистской партии, победой демократических сил страны. Впервые в истории Судана было сформировано национальное правительство во главе с Аль-Азхари, получившим портфель премьер-министра. В марте 1954 г. суданский парламент отменил антикоммунистический закон о подрывной деятельности. 2 августа 1955 г. Исмаил аль-Азхари объявил об успешном окончании работы по замене иностранных служащих суданцами. 16 августа чрезвычайная сессия парламента единодушно приняла решение о предоставлении Судану полной независимости и об эвакуации из страны в трехмесячный срок иностранных войск. С 1 января 1956 г. Судан стал суверенным государством. Английский генерал-губернатор покинул страну. |
Первоначальное отсутствие сплочённости национально – освободительных сил, отсутствие организационного единства. Участие широких сил страны в движении. Дискуссия в Совете Безопасности ООН прошла как и по Судану, так и по Тунису не принеся желаемых результатов, сыграв, однако, большую роль в национально – освободительном движении в данном регионе, придав ему международную значимость. Колониальная администрация уже не могла не идти на уступки под давлением мировой общественности. |
Судан: наличие в движении за национальное освобождение Египта, как стороны взаимосвязанной с Суданом и заинтересованной в получении им независимости. Характерной особенностью национально-освободительного движения народов долины Нила в первые послевоенные годы было образование единого фронта борьбы антиимпериалистических сил Египта и Судана против общего врага — английского колониализма. Руководство движением полностью оставалось в руках буржуазно-националистических партий. Участие в движении религиозных групп. Тунис: Тесное переплетение национально – освободительного и рабочего движения. Тунис: участие широкого партизанского движения в освободительной борьбе. |
Вывод: Окончание Второй мировой войны послужило сигналом для развёртывания мощного национально-освободительного движения в странах Африки и, в частности Судане и Тунисе, находившихся под прямым колониальным господством европейских держав. Проникновение американского капитала, ухудшение положения народа привели к новому подъему национально-освободительного движения, которое в данных странах добилось желаемых результатов. Метрополии уже не могли использовать единственную тактику террора, возникают конституционные маневрирования колониалистских кругов при решении вопроса независимости, вызванные серьёзными изменениями в мире, обсуждением вопросов независимости в ООН. Причина победы освободительного движения: Поддержка мировой общественности, осуждение колониализма ООН; Участие широких слоёв населения; Усиление освободительного движения рабочим движением; Прежние договора, закреплявшие права колониалистов, в соответствии с современными международными актами утрачивали свою силу; Политизированность движения, наличие в нём сильного организующего начала. |