Литература:

 

1. Тунис (справочник). М., Главная редакция восточной литературы издательства «Наука»,   

    1978. - 383 с. с карт.

2. С.Р.Смирнов. История Судана (1821-1956). М., Издательство "Наука", 1968. - 296 с.

3. Новейшая история стран Азии и Африки: ХХ век: Учеб. Для студ. высш. учеб. заведений: В 3

    ч. / Под ред. А. М. Родригеса. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.- Ч. 3: 1945 - 2001. -

   272 с.


Казанский Государственный педагогический университет

Набережночелнинский филиал

 

Сравнительно – сопоставительный анализ

освободительного движения  народов Востока

в 40-х - начале 60-х  гг. ХХ века

(Судан и Тунис)

 

Самостоятельная работа

по курсу: «Новейшая история стран Азии и Африки»

 

 

 

Выполнил: Евтешин Максим, студент V курса,

исторического факультета, гр. 906

 

                    Научный руководитель: Липартелиани Г.Б.,

                                                                                                          старший преподаватель НФ КГПУ

 

Набережные Челны, 2004

№п/п

Тунис

Судан

Общее

Особенное

1.Положение страны и

система управления

После начала второй мировой войны, с лета 1940 г. Тунис находился под властью «правительства Виши». Реакционное «пра­вительство Виши» распустило Большой совет, отменило свободу печати, ассоциаций, собраний. Вступивший на трон в июне 1942 г. Монсеф-бей пытался маневрировать между державами «оси» и «правительством Виши».

Монсеф-бей 31 декабря 1942 г. сформировал правительство во главе с представителем тунисской буржуазии Мухаммедом Шеником. Это правительство старалось показать себя независимым от генерального резидента Франции, до­биваясь одновременно признания независимости Туниса державами «оси». Изгнание фашистов из Туниса в мае 1943 т. положило конец этим маневрам. В стране была установлена власть «Сражающейся Франции». Посте­пенно возвратились представители французской колони­альной администрации. По настоянию французских ко­лониальных кругов правительство Шеника было разог­нано, а сам Монсеф-бей низложен и выслан из страны.

Учитывая новую международную обстановку и вынужденные считаться с развитием национально-освободительного и демократического движения, французские правящие круги пошли на уступки требованиям тунисского народа.

В сентябре 1945 г. в Тунисе была восстановлена деятельность Большого совета, отменена предварительная цензура печати, проведены выборы в Учредительное собрание Франции. В 1947 г. был создан тунисский Совет министров, который фактически стал частью колониальной администрации. Режим протектората не был упразднен, и положение Туниса во французской колониальной империи, называемой Французским союзом, как и раньше, определялось Бардоским договором 1881 г. и Ла-Марс-ской конвенцией 1883 г.

Реформы 1945—1947 .гг. не удовлетворили тунисцев. Франция сохранила свои экономические и политические позиции. В стране по-прежнему безраздельно господствовал французский монополистический капитал.

В послевоенные годы Тунис (как и другие колонии Франции) стал объектом экспансии американского империализма. Различного рода «доктрины», «план Маршалла» (1948—1951), Атлантический пакт (создан в 1949г.) облегчили проникновение США в Тунис, вызывая недовольство французских колонизаторов.

 

В Судане мы встречаемся с широкой практикой ис­пользования так называемых назначенных вождей.

Наиболее благоприятная обстановка для применения систе­мы косвенного управления существовала в районах преоблада­ния родоплеменных, а также и феодально-патриархальных от­ношений.

Бывший дарфурский султанат после его присоединения к Англо-Египетскому Судану претерпел значительные изменения. Западные его области подпали под господство Франции, а остальная часть, находившаяся под английским контролем, была расчленена на несколько административных районов.

Параллельно с внедрением косвенного управления были уч­реждены т. н. закрытые районы. Приказ о новой для Судана административной перестройке был опубликован в 1925 г. за № 466. Многими своими чертами закрытые районы напоминали ре­зерваты. Как известно, организация резерватов сводилась к вы­делению небольших по площади и, как правило, не лучших зе­мель, на которые с помощью административных мер выселялось окрестное население. Учреждение резерватов — прямое следст­вие земельных экспроприации, проводимых в пользу европей­ских переселенцев. Жи­тели закрытых районов, равно как и резерватов, могли покинуть закрепленную за ними территорию лишь с разрешения колони­альных властей. Свободное перемещение населения из одного закрытого района в другой, как, впрочем, и между резерватами, запрещалось. В законодательстве, касавшемся торговли, пря­мо указывалось, что в закрытых районах, кроме местных жите­лей, никто не имеет права торговать без особого разрешения колониальной администрации. Иностранные подданные, а также суданцы, жившие в дру­гих районах страны, в закрытые районы не допускались.

Суданцы, жители закрытых районов, были надежно изоли­рованы от внешнего мира. Здесь господствовали особые законы, и здесь английские чиновники чувствовали себя полновластными хозяевами.

Комиссар во вверенном ему районе пользовался неограничен­ной властью: он мог запретить человеку жениться, мог выслать его из района, приговорить его к смертной казни. К 1946 г. вся площадь закрытых районов составляла 717115 кв. миль, т. е. более 2/3 всей площади Судана. Население центральных районов исчислялось в 4389 тыс. че­ловек (42,9% населения страны). 5842 тыс. человек (57,1%) жи­ли в закрытых районах. Общая картина — крайняя неравномер­ность распределения населения по территории Судана.

В апреле 1942 г. Суданский конгресс направил генерал-гу­бернатору меморандум. От имени всего суданского народа кон­гресс требовал от правительства Англии и Египта обнародова­ния совместной декларации, которая гарантировала бы судан­цам после окончания войны право на самоопределение, введение национальных законов и создание из суданцев представительного органа для утверждения этих законов и бюджетных ассигнова­ний. Суданский конгресс требовал ликвидации закрытых районов и предоставле­ния суданцам свободы торговли и передвижения внутри страны.

И Тунис и Судан являлись колониями индустриально развитых стран (Судан являлся английской колонией, Тунис – французской)

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие европейскими капиталистами преимущественно сырьевой базы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Экономическая жизнь Туниса и Судана была подчинена финансовым и политическим интересам метрополии.

 

 

Судан:

применение систе­мы косвенного управления страной - практика использования так называемых назначенных вождей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Принадлежность стран разным метрополиям

 

 

 

 

 

 

Тунис: широкое проникновение американского монопо­листического капитала в Тунис.

 

2.Национально – освободительное движение.

 В первые послевоенные годы его успехи сдерживались отсутствием политического и организационного единства между национальными партиями, а также расколом рабочего класса.

Инициатором сплочения всех национальных сил вы­ступила Тунисская коммунистическая партия. В апреле 1946 г. она опубликовала национальную программу, вы­двинув следующие требования: отмена режима протек­тората; выборы в Национальное собрание, суверенное и независимое; образование правительства, ответственного перед избранниками народа. Программа открывала путь к объединению всех сил страны в борьбе за националь­ную независимость. 4 августа 1946 г. на основе этой про­граммы ЦК ТКП призвал к созданию Национального фронта. Однако, ориентируясь на поддержку извне и не желая тесного сотрудничества с коммунистами, руковод­ство других национальных партий сдержанно отнеслось к предложениям ТКП. Тем не менее, понимая необходи­мость единства действий, националистические лидеры созвали 23 августа 1946 г. Национальный конгресс, где провозгласили «неотъем­лемое право тунисского народа обрести свою неприкосновенную независимость».

8 сентября 1949 г. из эмиграции в Тунис возвратился Хабиб Бургиба. С его возвращением были связаны серь­езные изменения в тактике Нового Дестура. Партия взя­ла курс па соглашение с правительством Франции и в ап­реле 1950г. выдвинула программу «почетного компромис­са» в рамках протектората. Она предусматривала ряд реформ, направленных к достижению внутренней автоно­мии Туниса и арабизации государственного аппарата.

В США к этим предложениям Нового Дестура отнес­лись «с пониманием», так как рассчитывали на ослабле­ние национально-освободительного движения в этой стране и на возникновение еще более благоприят­ных условий для проникновения американского монопо­листического капитала в Тунис.

15 декабря 1951 г. правительство Франции в специальной ноте, направленной Тунису, отвергло требование внут­ренней автономии и подтвердило свою решимость сохра­нять в неприкосновенности режим протектората.

Новый Дестур отказался от политики «почетного компромисса» и вновь призвал народ к активной борьбе.

21—23 декабря 1951 г. в Тунисе прошла трехдневная всеобщая забастовка протеста.

В январе—марте 1952 г. по всей стране про­ходили забастовки, демонстрации, выступления студен­тов и молодежи. Тунисские патриоты начали формиро­вать партизанские отряды, которые вскоре объединились в Армию национального освобождения.

В этот период в на­ционально-освободительной борьбе участвовали предста­вители всех партий.

Французская политика террора в Тунисе с осуждени­ем была воспринята мировой общественностью. Группа афроазиатских стран внесла «тунисский вопрос» на рас­смотрение ООН. Это обращение было поддержано Со­ветским Союзом и другими социалистическими странами.

Новое правительство Франции, сформированное 19 июня 1954 г. во главе с Мендес-Франсом, вынуждено было пойти на уступки национально-освободительному движению.

3 июня 1955 г. было подписано франко-тунисское со­глашение о внутренней автономии. Тунис стал автоном­ным государством, самостоятельно осуществляющим свой внутренний суверенитет. Ему предоставлялось пра­во создавать собственные законодательные органы и на­циональное правительство. Вместе с тем Франция сохра­нила в своем ведении вопросы обороны и внешней по­литики. На территории Туниса оставались французские войска.

По инициативе Туниса 27 февраля 1956 г. в Париже начались франко-тунисские правительственные перего­воры, которые завершились подписанием 20 марта 1956 г. протокола о признании Францией независимости Туниса. Отменялись соглашения от 3 июня 1955 г. и Бардоский договор 1881 г., 75 лет прослуживший юридическим осно­ванием протектората. Тунис стал независимым государст­вом, обладавшим суверенитетом как во внутренних, так и во внешних делах.

Весной 1958 г. в стране усилились требования немед­ленной эвакуации французских войск. Тунисское правительство обратилось с жалобой в Совет Безопасности ООН и блокировало французские войска, находившиеся в стране. 17 июня 1958 г. после прихода к власти во Франции генерала де Голля было заключено франко-тунисское соглашение об эвакуации французских войск из Туниса, за исключением Бизерты.

В 1961 г. упорный отказ Франции эвакуировать бизертскую базу привел к вооруженному конфликту. 17 июля 1961 г. Бургиба призвал тунисский народ к «битве за Бизерту». В результате боев 19—22 июля 1961 г. тунисцы понесли потери и отступили. По требо­ванию 52 государств членов ООН вопрос о Бизерте был вынесен на рассмотрение созванной 21 августа 1961 г. Генеральной Ассамблеи ООН, которая призвала правительство Франции урегулировать конф­ликт мирным путем. Переговоры начались осенью 1961 г. и завершились договоренностью об эвакуации француз­ских войск из Бизерты. 15 октября 1963 г. последние французские солдаты покинули территорию Туниса.

 

 

23 августа 1945 г., Суданский кон­гресс направил генерал-губернатору меморандум, требуя для Судана создания национального демократического прави­тельства и объединения Судана и Египта в одно государство. Генерал-губернатор на этот меморандум не ответил. Твердая позиция Суданского конгресса в вопросе о предо­ставлении Судану независимости способствовала укреплению его авторитета среди широких народных масс. К концу 1945 г. на­считывалось уже около 10 тыс. членов конгресса.

Раскол в Суданском конгрессе завершился к концу 1945 г. Наиболее влиятельной и многочис­ленной партией стала партия «Хизб аль-Ашикка» («Партия род­ных братьев»). В то время она представляла широкие круги мел­кой и средней буржуазии, ремесленников, интеллигенции, уча­щейся молодежи.

Политическая программа партии предусматривала эвакуацию из страны иностранных войск, провозглашение независимости Судана и объединения его с Егип­том на правах федерации в единое государство. Бес­сменным руководителем партии в течение всего периода ее су­ществования был Исмаил аль-Азхари.

На иных позициях стояла партия «Хизб аль-Умма» («Партия нации»), отстаивающая интересы феодалов, буржуазии, вождей племен, крупных государственных чиновников, реакционной ча­сти мусульманского духовенства, т. е. всех тех, кто в течение длительного времени сотрудничал с английскими колониальными властями. За этой партией шли довольно широкие массы кочев­ников и крестьян, которые слепо следовали за вождями племен и религиозными лидерами.

На словах партия боролась за независимый Судан под ло­зунгом «Судан для суданцев». В действительности же руковод­ство партии в то время выступало против установления прочных связей с Египтом, допуская в дальнейшем тесное сотрудничест­во с Англией. Председателем партии был Сидик аль-Махди. Главная его задача сводилась к тому, чтобы уничтожить в учении своего отца главное — антиим­периалистическую направленность и непримиримость к иностран­ным захватчикам, идею необходимости вооруженной борьбы за свое национальное освобождение. Острие обновленного по английскому рецепту махдизма те­перь было повернуто против молодых прогрессивных сил страны, против каких бы то ни было форм союза с революционным Егип­том.

За союз с Египтом высказывались партия «Аль-Ашикка» и Суданский конгресс; «Аль-Умма» отстаивала идею создания не­зависимого от Египта Судана, что неизбежно вело к сохране­нию близких связей с Англией.

Вновь сформированное правительство Нукраши-паши попыта­лось было в декабре 1946 г. продолжить переговоры с Англией, но они уже в конце января 1947 г. были прерваны. Обществен­ность Египта требовала от нового премьера решительных мер, и Нукраши не оставалось ничего иного, если он хотел остаться у власти и избежать революционного взрыва, как апеллировать к Совету Безопасности ООН о пересмотре договора 1936 г.

8 июля 1947 г. египетское правительство обратилось в Со­вет Безопасности ООН с заявлением, в котором указывалось, «что британские войска находятся в Египте вопреки воле народа и в нарушение Устава и резолюции Генеральной Ассамблеи от 14 декабря 1946 г. Египет просил Совет предписать: 1) полную и немедленную эвакуацию британских войск из Египта, включая Судан, и 2) прекращение существующего в Судане админист­ративного режима.

Дискуссия в Совете Безопасности ООН продолжалась с 5 августа по 10 сентября 1947 г. Совет Безопасности не пришел ни к какому решению. Англии, поддержанной США, удалось отстоять существующий договор 1936 г.

В начале марта 1948 г. в египетской прессе было опубликовано заявление правительства о том, что Египет никогда не согласится с английским проектом так назы­ваемой суданизации.

Уже в 1947 г. СКП начала проводить в жизнь наиболее действенные методы борьбы: стачки, демонст­рации, несоблюдение колониальных законов и, наконец, бойкот готовящихся выборов.

В последние недели перед выборами политическая обстанов­ка в стране накалилась до предела. Национальный фронт борьбы призвал суданцев к бойкоту выборов. Среди населения распространялись антианглийские листовки.

В обстановке разгула реакции и полицейского произвола 13 ноября 1948 г. на основе новой конституции начались выборы в законодательные органы. По официальным данным, в выборах приняло участие всего 19% избирателей, а в ряде избирательных участков — не более 3% . Открытие Законодательного собрания состоялось 15 декабря 1948 г. Сразу после выборов волна революционного движения по­шла на убыль.

В 1948 г. подавляющее большинство гезирских арендаторов сно­ва объявило забастовку, требуя пересмотра существующего по­ложения о распределении доходов. Английские колониальные власти, опасаясь серьезных крестьянских волнений, пошли на уступки, объявив в августе 1949 г. о предполагаемой национали­зации гезирских плантаций. Национализация была проведена в 1950 г. Вместо Правления компании был создан Комитет Гезиры, куда кроме четырех англичан было введено два суданца, но фактический контроль над всеми плантациями по-прежнему оставался в руках колониальной администрации. Непосредст­венной реакцией на эту мнимую национализацию явилось даль­нейшее расширение крестьянского движения.

Летом 1951 г. суданские полицейские части отказались пови­новаться английским властям. В Хартуме, Омдурмане и Порт-Судане полицейские организовывали антианглийские демонст­рации, которые были разогнаны с помощью войск.

После этих событий было введено законодательство, разре­шающее генерал-губернатору объявлять в стране чрезвычайное положение.

В августе 1951 г. в Каире, в годовщину заключения договора 1936 г., состоялись мощные антианглийские демонстрации. А в начале сентября 1951 г. про­изошли новые события, заставившие египетское правительство поторопиться с расторжением договора 1936 г. Делегаты круп­нейших профсоюзов Египта на объединенном собрании вынесли решение об организации Подготовительного комитета по созда­нию Всеобщей конфедерации трудящихся Египта. В работе ко­митета приняли участие представители 115 профсоюзов.

Правительство Египта больше уже не могло оттягивать решение вопроса о договоре 1936 г. Одно­сторонним актом 15 октября 1951 г. оно денонсировало англо­египетский договор 1936 г. и конвенцию 1899 г. о кондоминиуме. Суданцы с энтузиазмом встретили это законное решение египет­ского правительства. Несмотря на запрещение, 23 октября в Хар­туме состоялись крупные демонстрации, призывавшие к воору­женной борьбе с англичанами. Перепуганный генерал-губернатор вызвал из Египта английские войска и одновременно предло­жил Законодательному собранию проект «новой» конституции, дающей якобы «полную автономию. Судану». Эта конституция предусматривала сохранение верховной власти в стране за анг­лийским генерал-губернатором; за ним оставалось право вето, право распускать парламент и увольнять министров.

В июле 1952 г. в Египте произошла революция. Ставленник колонизаторов король Фарук был свергнут. К власти пришло ре­волюционное правительство во главе с генералом Нагибом, Гамаль Абдель Насером и др.

В ноябре 1953 г. в обстановке всеобщей политической активности масс состоялись выборы в парламент.

Выборы закончились крупной победой Национально-юнио­нистской партии, победой демократических сил страны. Впервые в истории Судана было сформировано национальное правитель­ство во главе с Аль-Азхари, получившим портфель премьер-ми­нистра.

В марте 1954 г. суданский парламент отменил антикоммуни­стический закон о подрывной деятельности.

2 августа 1955 г. Исмаил аль-Азхари объявил об успешном окончании работы по замене иностранных служащих суданцами. 16 августа чрезвычайная сессия парламента единодушно приня­ла решение о предоставлении Судану полной независимости и об эвакуации из страны в трехмесячный срок иностранных войск.

С 1 января 1956 г. Судан стал суверенным государством. Англий­ский генерал-губернатор покинул страну.

 

Первоначальное отсутствие сплочённости национально –      освободительных сил, отсутствие организационного единства.

 

 

 

 

Участие широких сил страны в движении.

 

 

 

 

 

Дискуссия в Совете Безопасности ООН прошла как и по Судану, так и по Тунису не принеся желаемых результатов, сыграв, однако, большую роль в национально – освободительном движении в данном регионе, придав ему международную значимость.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Колониальная администрация уже не могла не идти на уступки под давлением мировой общественности.

 

Судан: наличие в движении за национальное освобождение Египта, как стороны взаимосвязанной с Суданом и заинтересованной в получении им независимости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Характерной особенностью национально-освободительного движения народов долины Нила в первые послевоенные годы было образование единого фронта борь­бы антиимпериалистических сил Египта и Судана против общего врага — английского колониализма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Руководство движением полностью оставалось в руках бур­жуазно-националистических партий.

 

Участие в движении религиозных групп.

 

 

 

 

 

 

 

Тунис:

Тесное переплетение национально – освободительного и рабочего движения.

 

 

 

Тунис:

участие широкого партизанского движения в освободительной борьбе.

Вывод:  Окончание Второй мировой войны послужило сигналом для развёртывания мощного национально-освободительного движения в странах Африки и, в частности Судане и Тунисе, находившихся под прямым колониальным господством европейских держав.

Проникновение американ­ского капитала, ухудшение положения народа привели к новому подъему национально-освободительного движе­ния, которое в данных странах добилось желаемых результатов.

Метрополии уже не могли использовать единственную тактику террора, возникают конституционные маневрирования колониалистских кругов при решении вопроса независимости, вызванные серьёзными изменениями в мире, обсуждением вопросов независимости в ООН.

Причина победы освободительного движения:

Поддержка мировой общественности, осуждение колониализма ООН;

Участие широких слоёв населения;

Усиление освободительного движения рабочим движением;

Прежние договора, закреплявшие права колониалистов, в соответствии с современными международными актами утрачивали свою силу;

Политизированность движения, наличие в нём сильного организующего начала.

Hosted by uCoz